Историческая справка по Енотаевскому уезду
В первой половине XVIII в. Астраханская губерния характеризовалась разноплеменностью состава населения, среди которого наличествовали национальные и социальные группы, ведущие кочевой и полукочевой образ жизни. Это – татары, калмыки (часть из них приняла христианскую веру), казахи, много стрельцов, укрывавшихся от возмездия за участие в бунте 1705 г., ссыльные из внутренних губерний России, люди, преследуемые царизмом, бродяги, уголовные элементы.
В 1741 году астраханским губернатором был назначен видный политический деятель и крупный историк Василий Никитович Татищев. Ему было суждено претворить в жизнь замыслы Волынского о строительстве Енотаевской крепости.
В 1742 году началось строительство Енотаевской крепости на высоком, обрывистом берегу протока Волги-Енотаевки, в трех верстах от основного русла Волги, отделяющейся от Центральной Волги большим островом. В этом году был заложен при Елизавете Петровне город Енотаевск. Цель его построения приохотить прикочевавших калмыков к оседлости и мирным торговым и промышленным занятиям. Цель построения, как опорного пункта по тракту Астрахань – Москва, как по Волге, так и по сухопутным дорогам от набегов кочевых калмык и других банд.
С начала XVIII века начинается активное заселение этих полудиких мест Астраханского края. Заселение Астраханского края и Енотаевского уезда проходило несколькими путями.Первый путь – народная колонизация – это произвольное, самовольное заселение берегов Нижней волги беглыми крестьянами, каторжниками, холопами, бродягами, бежавшими от своих помещиков, из центральных губерний России, из-за непосильного гнёта и эксплуатации.
Второй путь – строительство городов – крепостей. Строительство крепостей производилось царским правительством с целью охраны торгового пути по волге, ибо разбойничьи нападения на купцов и торговцев со стороны степных кочевников сильно сдерживали торговлю. В Астраханской губернии, губернатором которой был В.П. Татищев, предусматривалось строительство пяти крепостей, но построена была только одна Енотаевская.
Третий путь – государственная колонизация. Это расселение государством в начале XVIII века, казаков в станицах вдоль московского почтового тракта по правому берегу Волги от Царицына до Астрахани в целях лучшего обеспечения безопасности движения почтовых связей и торговые пути. С расселением астраханского полка казаков в 1765 году было образованы казачьи станицы – Замьяновская – 74 человека, Сероглазинская – 43 человека, Грачёвская – 43 человека, Ветлянинская – 15 человек. Затем между Сероглазинской станицей и Енотаевской крепостью была создана Косикинская – 16 человек, а между Енотаевской крепостью и Ветлянской станицей была создана Копановская станица в 1766 году, с назначением в нее 15 казаков, которым отводились земли и воды. Кроме службы по охране почтового и торгового тракта они занимались рыбной ловлей и скотоводством. Так сложилось исторически, что в Енотаевском районе в середине XVIII века было образовано семь казачьих станиц. Государство расселяло казаков в станицах вдоль московского почтового тракта с целью обеспечения безопасности. Здесь на протяжении столетий служивые люди и формировали свой уклад жизни. Многотрудный быт казаков – земледельцев сочетался с суровой долей защитников рубежей Отечества и нашел свое отражение в богатом по содержанию этносе казачества. Следует гордиться тем, что Россия породила такое уникальное явление человеческого общения, как казачество, культура которого впитала в себя истоки практически всех наций и народностей России. Пугающий многих, суровый по жестокости дух казака составлял только частицу единого героического сознания, в котором высшими законами казачьего круга было братство , обостренное чувство справедливости и патриотизма. Воля и Слава – неотъемлемые понятия, составляющие смысл казачьей жизни, в сочетании с независимым служение Отечеству – породили настоящую демократию задолго до «великих демократий». Сегодня практически утрачена на территории Енотаевского района самобытность казачьего народного творчества, забыты многие народные песни, обряды и традиции, не получают своего развития народные промыслы и ремесла, потеряна преемственность нравственных традиций. Поэтому сейчас и требуется наше вмешательство в сохранение памяти прошлого, воссоздания истории сел. Енотаевск богат не только своими историческим событиями, но и литературными деятелями – И.И.Хемницером, П.И. Якушкиным, Б.И. Жилиным. Одним из крупных поэтов XVIII века, оставившим заметный след в истории русской литературы, является наш земляк Иван Иванович Хемницер. Родился он 17 января 1745 года в Енотаевске. В 2001 году администрация Енотаевского района утвердила ежегодную литературную премию имени И.И. Хемницера, которая присуждается авторам литературно- художественных произведений в жанрах поэзии и прозы, созданных в традициях российской духовности, пропагандирующих гуманизм, нравственность, дружбу между народами, любовь к Родине. Не только знаменитыми писателями и поэтами славится Енотаевская земля, но и настоящими героями. За мужество и отвагу проявленные нашими земляками, на фронтах Великой Отечественной войны, звания Героя Советского союза удостоены 11 наших земляков, это – гвардии сержант Докучаев М.С., Тульников А.П., Зуев К.А., сержант Крынин С.М. и др. Мы гордимся их мужеством и помним их Великий подвиг!
Особо хочется рассказать о Енотаевском кафедральном Троицком соборе, замечательный памятник русского зодчества и архитектуры конца XIX века. Несмотря на общую отсталость культурного развития России, всё же находились на Руси мастера- самородки, творившие настоящие шедевры русской культуры. К таким шедеврам и относится Енотаевский кафедральный собор, построенный в 1832 году. Здание собора расположено на центральной площади села Енотаевка – в прошлом уезда городка Астраханской губернии. Строили его неизвестные русские мастера, по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлемана. «Настоящее произведение искусства», «провинциальный шекдевр» – каких только эпитетов не удостаивался этот храм.
Девяносто с лишним лет дарит людям свою красоту Никольская церковь Рождества Богородицы. Это одна из жемчужин русской культуры. Она получила широкую известность и внимание со стороны россиян и зарубежных гостей. Никольская церковь Рождества Богородицы – это пятиглавое архитектурное сооружение огромных размеров, одно из лучших во всем Поволжье. Поэтому не случайно, она привлекла внимание высокого гостя – Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, который посетил ее 26 октября 1992 года. Для жителей села Никольское это было событием исторического значения.
Звонят нежным перезвоном колокола Никольской церкви, Енотаевского кафедрального Троицкого собора , как и в прежние времена, своим перезвоном напоминают о прошлом, возвещая о том, что живы еще русская культура, как живы и людская доброта, и вера в счастливое будущее. Именно казаки первыми начали превращать безжизненные степи в поля, бахчи, сады и огороды. Вокруг первых форпостов и крепостей на Волге стали возникать поселения мелкопоместного дворянства из числа зажиточных крестьян и разорившихся помещиков. В 1765 году по Московскому тракту правительство расселяет астраханских казаков, разрешает продажу государственных земель дворянам. В Енотаевском уезде этим воспеользовались коллежский советник Сушков и полковник Кишенский, которые купили земли с 44 душами крестьян. Вскоре Енотаевская крепость и возникшая вокруг слобода стали быстро заселяться. В 30-х годах XIX века сюда переселились на постоянное жительство несколько казачьих семей, образовав станицу Михайловскую. Официальное утверждение Енотаевска как уездного города произошло в 1785 году по Указу «О составлении Кавказского наместничества из двух областей … « Согласно которому и был утвержден и Енотаевский уезд. За 11 лет с 1785 по 1976 год в Енотаевском уезде уже было 8 помещиков имеющих во владении 78590 десятин земли.
Пятый путь – переселение государственных крестьян. Вслед за помещиками на Нижнюю Волу потянулись предприниматели, промышленники, купцы. До 1797 года в селении Никольском Енотаевского уезда было поселено 18 дворов государственных крестьян. В западной части уезда на берегу Волги строится поселение Пришибинское (Голодяевка) . В 1846 году основана из государственных крестьян деревня Владимировка.
Первым комендантом Енотаевской крепости был подполковник рязанского полка Яков Хемницер. В 1743 году он сдал комендантство присланному из Астрахани подполковнику Михаилу Новикову. Город постепенно заселялся чиновниками, служилыми людьми, военными. Примечательно, что 4 января 1745 года в Енотаевске родился первый русский баснописец Иван Иванович Хемницер, вошедший в историю русской литературы, как предшественник И.А. Крылова. Он был сын врача, приехавшего из Саксонии в Россию при Петре 1.
В Енотаевской крепости побывали многие русские и иностранные путешественники. Они составили интересные описания крепости. Наиболее интересное описание составили видные ученые- путешественники Самуил Готлеб Паллас и Петр Симон Гмелин, посетившие ее в 1769 году.
Спустя три десятилетия после основания Енотаевской крепости, астраханский губернатор решил использовать ее в качестве опорного пункта против повстанческих отрядов Пугачева. В августе 1774 года отряды Пугачева подошли к Царицыну и создавали непосредственную угрозу Черноярской и Енотаевской крепостям. Однако Пугачеву дойти до Енотаевска и Астрахани так и не пришлось.
В 1785 году крепость получила статус уездного города. По площади уезд был большим, в него входили целиком современный Енотаевский район и большая часть Харабалинского.
В 1810 году крепость была упразднена, но город Енотаевск еще долгое время оставался местом сбора и начальным пунктом отправления казачьих войск поход, чаще всего для укрепления кавказских казаков в действиях против выступления горцев. Именно казаки первыми начали превращать безжизненные степи в поля, бахчи, сады и огороды. Вокруг первых форпостов и крепостей на Волге стали возникать поселения мелкопоместного дворянства из числа зажиточных крестьян и разорившихся помещиков.
В 1765 году по Московскому тракту правительство расселяет астраханских казаков, разрешает продажу государственных земель дворянам. В Енотаевском уезде этим воспеользовались коллежский советник Сушков и полковник Кишенский, которые купили земли с 44 душами крестьян. Вскоре Енотаевская крепость и возникшая вокруг слобода стали быстро заселяться. В 30-х годах XIX века сюда переселились на постоянное жительство несколько казачьих семей, образовав станицу Михайловскую. Официальное утверждение Енотаевска как уездного города произошло в 1785 году по Указу «О составлении Кавказского наместничества из двух областей … « Согласно которому и был утвержден и Енотаевский уезд. За 11 лет с 1785 по 1876 год в Енотаевском уезде уже было 8 помещиков имеющих во владении 78590 десятин земли.
Используемая литература: И.П.Виноградов. Были Енотаевского уезда.- Астрахань: ГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 2000 г. – 112 с. И.П.Виноградов. Никольская церковь Рождества Богородицы. – Астрахань: ГП «Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 1996 г. – 24 с.